Еще в 1994 году доля иномарок в автопарке России составляла чуть более 5%, а сегодня они занимают уже более 40%. При этом последние несколько лет российский автопарк растет исключительно за счет автомобилей зарубежных брендов. По прогнозам экспертов, в ближайшие пять лет иномарки продолжат вытеснять отечественные машины с российских дорог и к 2015 году займут больше половины автопарка нашей страны. Правда, пополнять ряды иномарок будут в основном автомобили российского производства.
С распадом Советского Союза автомобильный парк России стал крупнейшим на “постсоветском” пространстве. По данным агентства “Автостат”, к 1994 году парк легковых автомобилей насчитывал 11,5 млн машин, почти половина из которых ( 46% ) были вазовские “Жигули”. Иномарки тогда занимали незначительную долю – лишь 5,2%. А в количественном выражении это всего около 600 тысяч автомобилей, то есть в 3,5 раза меньше, чем было зарегистрировано только за один прошлый год (2,1 млн шт.). В последующие десять лет рост российского автопарка обеспечивали главным образом модели ВАЗ (на 500-600 тысяч машин в год), и в 2001 году каждый второй автомобиль в России ( 50,4% ) имел “ладью” на радиаторной решетке. Достаточно быстро формировался и парк иномарок – в начале 2000-х он насчитывал уже более 3 млн машин, а доля зарубежных автомобилей выросла почти до 15%.

После 2002 года, когда в России начался “иномарочный бум”, сегмент зарубежных автомобилей ежегодно увеличивался на 25-27%, обеспечивая при этом львиную долю прироста всего российского автопарка. К началу 2004 года доля иномарок уже составляла 18,5%, при том что их количество за это же время выросло на 40%. Более того, начиная с 2008 года парк легковых автомобилей в нашей стране увеличивается исключительно за счет иномарок, поскольку число отечественных машин с каждым годом стало неуклонно снижаться.
Впрочем, российские марки все еще доминируют в автопарке, занимая около 60% из 32,73 млн автомобилей, которые эксплуатируются в нашей стране. Только на Lada сегодня приходится 43,5% автомобильного парка (14,2 млн машин), то есть больше, чем на все иномарки вместе взятые – 40,6% (13,3 млн машин). Лидирует в иномарочном парке японская Toyota с показателем 2,8 млн автомобилей, причем почти две трети из них ( 64% ) сосредоточены на Дальнем Востоке и в Сибири. Второе место среди зарубежных брендов занимает Nissan (1,1 млн машин), что также обусловлено значительной долей восточных регионов ( 40% ). Третий по величине парк иномарок – Ford – насчитывает 866 тысяч единиц. Четвертое место занимает Chevrolet (774 тысячи штук), которому по итогам 2009 года удалось опередить японский бренд Mitsubishi (747 тысяч штук).

Что касается дальнейших перспектив российского автопарка, согласно прогнозу “Автостата”, в ближайшие четыре-пять лет он будет расти на уровне 2,4-5% в год и к 2015 году достигнет порядка 40 млн легковых машин. При этом парк автомобилей отечественных марок увеличиваться почти не будет – количество вновь поставленных на учет машин сравняется с числом выбывающих на утилизацию по возрасту. Таким образом, практически весь прирост российского автопарка будет обеспечен за счет иномарок. Уже в 2011 году парк зарубежных автомобилей преодолеет отметку в 15 миллионов, а в 2014 году их число превысит 20 млн единиц. Тогда же, к началу 2015 года, доля иностранных автомобилей в автопарке России должна составить 51%, впервые превысив долю отечественных марок. Причем, как отмечают в “Автостате”, доминирование иномарок произошло бы гораздо раньше, если бы не экономический кризис, во время которого российским брендам удалось несколько отвоевать долю рынка.
Лидирующие позиции в российском автопарке, согласно прогнозу, останутся за Lada, хотя ее доля из года в год будет сокращаться и к исходу 2014 года уменьшится с нынешних 43,5% до 39%. Доля автомобилей других отечественных марок к тому времени сократится с 15,8% до 10%, а их суммарный парк уменьшится до 4 млн машин. Среди иномарок лидером останется Toyota – к 2015 году в России уже будет насчитываться более 3,2 млн “тойот” различных моделей, а доля парка вырастет до 8%. При этом более половины машин по-прежнему будет сосредоточено в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди других иностранных брендов, чей парк через пять лет превысит отметку в миллион единиц, выделим Nissan (1,6 млн шт.), Ford (1,49 млн шт.), Chevrolet (1,57 млн шт.), Hyundai (1,36 млн шт.) и Mitsubishi (1,06 млн шт.). Вплотную к миллионной отметке приблизятся парки Volkswagen и Renault.
Стоит при этом отметить, что иномарочный парк в свою очередь будет прирастать за счет иномарок российского производства, поскольку, как заявляют в Минпромторге России, повышенные пошлины на ввоз автомобилей могут быть отменены не ранее 2015 года. Согласно “среднему” сценарию развития российского авторынка, с 2012 года доля иномарок с шильдиком “Сделано в России” начнет преобладать над импортом и уже к 2015 году, как прогнозируют в “Автостате”, достигнет почти 1,6-кратного преимущества.