3 сентября 1875 года в местечке Мафферсдорф(ныне Вратиславице)в Богемии родился будущий основатель великой компании — Фердинанд Порше(Ferdinand Porsche). После получения образования Фердинанд продолжил семейный бизнес, устроившись помощником своего отца — водопроводчиком.
Вот кому должны быть благодарны нынешние любители автомобилей Porsche. Всем снять шляпу перед Фердинандом Порше.
В 1898 году молодой инженер перешёл на работу в компанию Jacob Lohner, в которой он разработал электромобиль Lohner-Porsche Electric Car. В 1906-м Порше стал сотрудником, а затем и руководителем другой фирмы — Austro-Daimler. Но Фердинанд ставил высокие задачи перед собой и вскоре переехал в Германию, в Штутгарт. Там Порше открыл свой инженерный офис и компанию Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG.
А ведь начиналось всё далеко не с безумных скоростей. Первым опытом Фердинанда было непосредственное участие в разработке и постройке электромобиля Lohner-Porsche.
По поручению фирмы NSU, в рамках программы создания «народного автомобиля» для Германии, в 1933 году была разработана модель 32 — предшественник первого Volkswagen Beetle. Начиная с 1936 года проводились интенсивные тесты прототипов в Штутгарте. Под руководством Порше в 1938-м была построена первая сборочная линия Volkswagen в Вольфсбурге. Но затем началась война, во время которой в Porsche занимались отнюдь не автомобилями, а военными проектами, например, такими, как танки «Тигр».
Ферри Порше на фоне своего знаменитого отца.
И всё-таки после войны, в 1948 году, под руководством уже Ферри Порше, сына Фердинанда, в австрийском Гмюнде(Gmund) на основе VW создаётся-таки собственный автомобиль. Это был спортивный родстер из лёгких сплавов, носивший обозначение 64. Он оснащался мотором мощностью 50 лошадиных сил и мог разогнаться до 160 километров в час. Всего было выпущено три таких автомобиля, но до наших дней дожил лишь один из них.
А это офис Фердинанда Порше-старшего в австрийском Гмюнде.
Porsche 64(Aero Coupe) в современном мире выглядит несуразно и дико. Но в те далёкие времена 64-й представлял собой смесь скорости и высоких технологий.
А первой серийной моделью Porsche стал 356-й. Первые чертежи этой машины были готовы 17 июля 1947 года. А чуть меньше, чем через год — 8 июня 1948 года — на свет появился первый «живой» серийный автомобиль с гордым именем Porsche. И нет ничего страшного в том, что большинство компонентов(1,1-литровый двигатель мощностью 35 лошадиных сил, коробка передач, подвеска)были заимствованы у небезызвестного и тогда ещё совсем свежего Beetle. Это был самый настоящий Porsche.
Вот он — первый серийный автомобиль марки Porsche, модель 356. И даже спустя почти 60 лет в облике современного 911-го проглядывают черты этой легендарной машины.
Кстати, что интересно, дизайн кузовов Porsche 356 и Volkswagen Beetle дело рук одного человека — австрийца Эрвина Коменды (Erwin Komenda), который впоследствии принимал активное участие в дизайне кузовов других автомобилей Porsche.
А задал вектор развития внешних данных автомобилей Porsche — дизайнер Эрвин Коменда(на фото справа).
В 1950 году Porsche вернулась в Штутгарт, где по сей день и располагается штаб-квартира немецкого производителя. Чуть позже появились более мощные модификации 356-х — 1 300 и 1 500, имеющие от 44 до 70 лошадиных сил. В 1951 году умер Фердинанд.
В 1959-м на автосалоне во Франкфурте был впервые показан Porsche 356 B. Машина обзавелась несколько иным кузовом, стала существенно мощнее и получила дисковые тормоза на все колёса. Флагман модельного ряда — Carrera 2 с двухлитровым мотором мощностью 130 «лошадок».
После 11 лет производства 356-й подвергли модернизации. Так на рынке появилась 356 B. А вместе с ней и брутальная по тем временам модификация Carrera 2.
Сейчас делается множество реплик легендарного 356-го, но оригинальные модели — настоящая находка для коллекционеров. За некоторые, наиболее редкие, модификации(как, например, Carrera Speedster)нынче выкладывают по несколько сотен тысяч долларов.
Всего же за 18 лет жизни на конвейере 356-й пережил три модернизации и получил бесчисленное количество модификаций(на фото одна из последних — 356 C Carrera 2). Некоторые из них нынче днём с огнём не сыщешь.
Но с уходом на пенсию 356-й модели история, само собой, не заканчивается. Вехой в ней становится 1963 год, когда на свет появился первый 911-й. Машина была создана под руководством сына Порше-младшего — Фердинанда Александра. 911-й был впервые представлен на Франкфуртском автосалоне и через год уже встал на конвейер. Первая версия нового шестицилиндрового двигателя развивала ту же мощность, что и 356 Carrera 2, а именно — 130 лошадиных сил.
Выпустив в 1963 году свой первый 911-й, династия Порше и не предполагала, что произвела на свет будущий объект поклонения.
Кстати, изначально эта модель должна была называться не 911-й, а 901-й. Но нолик в середине названия из трёх цифр уже был официально застолблён французами из Peugeot. Так что немцам пришлось приписывать ещё одну единичку.
Тем, для кого «девятьсот одиннадцатый» оказался дороговат, Porsche в 1965 году выпустила модель 912. По сравнению с 911-й у неё были «отпилены» два цилиндра, и она, обладая более доступным 4-цилиндровым мотором мощностью 90 лошадиных сил, быстро стала самой популярной машиной в модельном ряду. Таких автомобилей с 1965-го по 1975 год выпустили около 30 тысяч. Чего не скажешь о красавице Porsche Targa со съёмной крышей, добавленной в модельный ряд осенью 1966-го. В том же году Porsche отпраздновал юбилей — на свет появился 100-тысячный автомобиль. Юбилейной оказалась как раз модель 912, переданная немецкой полиции.
Porsche 912 прожил достаточно короткую жизнь. Спустя 10 лет роль доступного Porsche отдали «играть» нелепой машинке по имени 914.
И всё бы ничего, но в 1975 году 912-ю пришлось снять с производства. Причина проста: в Porsche придумали новый, ещё более дешёвый в производстве, автомобиль — 914-й, разработанный совместно с Volkswagen. А за ту цену, по которой предлагали 912-й, на рынке начал продаваться 110-сильный 911T. В это же время появилась и спортивная модификация 911R с 6-цилиндровым мотором мощностью 210 «лошадей» и облегчённой конструкцией кузова. Всего было выпущено 20 таких машин.
Несмотря на забавную внешность, совместное детище Porsche и Volkswagen нашло своего покупателя и спустя десятки лет модель 914 даже стала культовой.
Мощность двигателей постепенно росла: 6-цилиндровый «оппозитник» 911-го увеличил объём двигателя до 2341 см
3 и предлагался в трёх версиях: 911T(130 л.с.), 911E(165 л.с.), 911S(190 л.с.). Позже появилась и версия RS с 2,7-литровым мотором мощностью 230 «лошадей».
Лимитированный до жалких 20 экземпляров Porsche 911 TR 1968 года выпуска — лакомый кусочек для любого коллекционера автомобилей.
Чтобы понять, насколько значимое место занимала Porsche в истории мирового автоспорта, достаточно просто посмотреть на фотографию.
Рождение легенды — первый Porsche 911 Turbo с кодовым названием 930 увидел свет на Парижском автосалоне 1974 года. Мощный двигатель(260 л.с.)делал этот 911-й одним из самых быстрых автомобилей того времени.
911-й второго поколения на самом деле являлся существенно доработанной и модифицированной прежней генерацией.
Porsche продолжила расширять модельный ряд, представив в 1975 году модель 924(позже ей на смену придёт 944-я). Всё с тем же 4-цилиндровым двигателем, но уже из лёгкого сплава. Конструкторы создали прекрасный во всех отношениях автомобиль по относительно доступной цене, что и подтвердили результаты продаж.
Компании нужен был не только дорогой и мощный 911-й, но и более доступная машина. Porsche 914 уже устарел, а потому на сцену вышла модель 924. Самый настоящий Porsche за очень адекватные деньги.
В 1977 году появилась версия с передним расположением двигателя — Porsche 928. Её мотор V8 мог похвастаться американскими размерами(4,5 л, 240 л.с.). Porsche 928 стал первым(и до сих пор единственным) спорткаром, который получил титул «Автомобиль года».
Что интересно, Porsche 928 — единственный спортивный автомобиль, сумевший завоевать титул COTY. Случилось это в 1978 году.
Через три года после появления 944-й модели на Франкфуртском автосалоне был представлен Porsche 959. В этом автомобиле были воплощены самые современные разработки. В 1987 году компания объявила о производстве двухсот таких машин. Двигатель объёмом 3,2 литра с двумя турбинами развивал 449 л.с. Это был настоящий суперкар, специально подготовленная версия которого стала победителем марафона Париж-Дакар в 1986 году.
Один из самых крутых Porsche за всю историю — 449-сильный 959 — был не только дорожным «монстром»…
…Но ещё и отличным аппаратом для ралли-рейдов.
Затем пришёл черёд и нового поколения модели 911(кузов 964). Машина получила совсем свежее шасси: уже без торсионов, с гидроусилителем руля, антиблокировочной системой тормозов и «интеллектуальным» полным приводом для Carrera 4. Все 911-е стали оснащаться автоматическим задним спойлером, который выдвигался на определённой скорости. Двигатель имел шесть цилиндров и мощность 250 сил.
Porsche 911 серии 964 не поменял кардинально свой внешний вид, зато значительно обновил техническую «начинку».
Турбоверсия увидела свет уже в новом десятилетии. Новый 911 Turbo появился на прилавках дилеров в сентябре 1990-го с двигателем объёмом 3,3 литра и мощностью 320 лошадиных сил. В 1992-м семейство автомобилей Porsche пополнилось ещё одной моделью — 968-й. Она заменила собой всю гамму 944-х.
В своё время «доступный» 924-й сменила на посту модель 944. Но и она не вечна: в 1993 году на полки дилеров попадает заменившее серию 924—944 — семейство 968.
А в 1993 году прошла премьера уже нового поколения модели 911(кузов 993). Новый Porsche отличался от своего предшественника более мощным(272 л.с.)двигателем, принципиально новой задней многорычажной подвеской и «зализанными» формами кузова. Также на выбор стали доступны два типа коробок — шестиступенчатая «механика» или четырёхдиапазонный «автомат».
В 1993 году появилось очередное поколение Porsche 911 — с индексом 993. К несчастью самых преданных поклонников марки, эта генерация стала последней из тех, чей двигатель имел воздушное охлаждение.
Тремя годами позже прошла ещё одна премьера — на этот раз в классе недорогих спортивных машин. Компактный двухместный родстер получил название Boxster и обладал довольно внушительными для своего класса характеристиками(2,5 литра объёма и 204 л.с.). Двигатель — совсем новый 6-цилиндровый оппозитный, с четырьмя клапанами на цилиндр, который устанавливался перед задней осью с водным, а не воздушным охлаждением. Этот год также был знаменательным в связи с выходом миллионного Porsche, им стал — вновь, как и стотысячный юбиляр, — полицейский 911 Carrera.
Среднемоторный родстер Porsche Boxster отметил свой дебют в 1996 году и стал самой доступной моделью марки. Он оснащался 2,5-литровой оппозитной «шестёркой», а после рестайлинга к нему присоединилась и 250-сильная 3,2-литровая модификация Boxster S.
Самым экстремальным и даже сумасшедшим Porsche 911 в 993-м кузове стал GT2. Чудовищно мощный мотор(430 сил, а после 1997 года — все 450)и очень буйный нрав требовали весьма серьёзной водительской подготовки. Машина получила печальное прозвище «widow-maker»(«оставляющий вдов»).
В 1997 году очередная премьера. Для закрепления успеха модели Boxster компания представляет во Франкфурте полностью новый 911-й(индекс 996), который своим внешним видом очень напоминал Boxster. Через год публике продемонстрировали и кабриолет на его базе. Крыша автомобиля открывалась и закрывалась гидравликой с помощью простого нажатия на кнопку.
1997 год стал важной вехой в истории Porsche — впервые 911-й получил мотор с жидкостным охлаждением. 3,4-литровый «оппозит» на модели Carrera выдавал 300 «лошадок».