Как китайцы в середине прошлого века одевались все в одинаковые синие робы, так вся Европа сегодня “одевается” в одинаковые, с иголочки, серебристые VW Golf. Volkswagen Golf закончил 2009 год как лучший: Европа продает модели, сохраняя место № 1 уже второй год подряд. Невзрачная рабочая лошадка Европы, как и китайская роба, отлично приспособлена к ежедневному использованию в самых разных условиях.
Автомобиль на все случаи жизни с великолепными моторами, шасси и коробками передач DSG. Более полумиллиона Golf в год расходится по гаражам Европы. Продажа шестого поколения Golf, которое дебютировало в 2008 году, увеличились на 23,9 процента (до 571 838 единиц) в 2009 году, по данным британского исследователя рынка JATO Consult. Благодарить за такой рост во время кризиса надо не только новую модель, которая внешне не сильно-то и отличается от прежней модели, сколько немецкие правительственные программы по поддержке спроса на автомобили. Почти в течение всего года немцы могли отдать старый автомобиль на утилизацию и получить за это по 2000 евро.
Если с лидером Golf-класса (С-сегмент) давно все ясно – VW Golf лишь изредка уступает лидерство по продажам Opel Astra, то в B-сегменте конкуренция всегда была более острой. В этом сегменте потребители часто предпочитают яркие авангардные модели и очень падки на новинки. Последние несколько лет, с момента своего появления на рынке, в число лидеров продаж неизменно попадает Peugeot 207. Между тем в 2009 году Ford Fiesta обошла и Peugeot 207, и Opel Corsa – своих основных конкурентов в В-сегменте.
Fiesta является новейшей моделью в когорте популярных машинок В-сегмента. Ford выпустил на рынок последнее поколение Fiesta в 2008 году, и весь 2009 год компания успешно продавала в Европе свою новую модель. Как результат – рост продаж на 44% и второе место в общем списке.
Следом за Fiesta вплотную идут еще четыре представителя B-сегмента. Все это автомобили европейских производителей. В первую десятку самых продаваемых моделей японские автомобили, как правило, не попадают. С третьего по шестое место выстроились два француза, немец и итальянец. Peugeot 207 вновь отлично продается и занимает третье место по продажам в Европе. Opel Corsa – уже не новая. но все еще успешная модель. То же относится и к FIAT Punto. В 2010 году будет продаваться уже рестайлинговая и сильно переработанная модель Punto Evo. Новый Punto получил множество изменений, и приятной изюминкой автомобиля стал очень красивый и качественный салон. Renault Clio, прошедший рестайлинг в 2009 году, держится на шестом месте общеевропейских продаж 2009 года.
Седьмое место по продажам в Европе занял Ford Focus. Российским автолюбителям этот автомобиль хорошо знаком. Благодаря великолепной ценовой политике Ford на российском рынке и заводу под Питером Ford Focus является одним из лидеров российского рынка. В Европе 2010 год станет для модели не очень успешным, так как ей придется пережить смену поколений. Новый Ford Focus настоящего третьего поколения показали в Детройте. Более не будет разделения модели на американскую и европейскую версии, и именно показанная в Детройте модель до конца 2010 года должна появиться и в Европе.
Самая маленькая машинка из списка самых продаваемых, итальянская FIAT Panda, заняла восьмое место. VW Polo и Opel Astra, замыкающие десятку лидеров европейского рынка 2009 года, в следующем году, несомненно, поправят свое положение. Новые поколения обеих моделей только-только вышли на рынок и уже зарекомендовали себя с лучшей стороны. Достаточно сказать. что VW Polo получил звание COTY-2010 (“Лучший автомобиль года в Европе 2010 года”), а Opel Astra стала третьей в этом самом престижном на континенте конкурсе.
На результатах продаж всех машин из тoп-10 отразились государственные субсидии, предлагавшиеся в течение 2009 года на основных европейских рынках. Благодаря этим программам миллиарды евро государственных средств пошли в помощь покупателям, которые отказались от своих старых машин в пользу новых, более экономичных моделей, таких как Fiesta и Clio. В результате европейским автозаводам на время кризиса была обеспечена нормальная работа по выпуску и продажам автомобилей.
Вообще в этом году Европа не сильно провалила продажи по легковым автомобилям. почти повторив результат прошлого, более благополучного года. За весь 2009 год продажи новых автомобилей лишь на 0,7% ниже против 2008 года. Но в разных странах Европы ситуация отнюдь не равнозначная. Если в Германии, Франции, Италии, Австрии, Польше и Словакии отмечается стагнация рынка или рост, то в остальных странах Европы отмечается падение продаж. А в некоторых странах ситуация близка к критической. В странах Балтики (Литве, Латвии, Эстонии), Венгрии, Ирландии и Исландии падение автомобильного рынка составило 60% и выше. Напомним, что в России автомобильный рынок в 2009 году снизился на 49%.
С окончанием большинства государственных программ, как прогнозируют специалисты JATO Dynamics, в Европе закончится и относительно высокий спрос на новые автомобили. Поэтому продажи 2010 года на европейском рынке, предположительно, заметно снизятся.
Анализ данных показывает значительное сокращение продаж в декабре в Германии (-4,6% ), самом крупном европейском рынке новых автомобилей. В октябре здесь закрыли схемы стимулирования “Деньги в обмен на старые автомобили”. Это является продолжением тенденции, впервые замеченной в ноябре 2009 года. Подобным образом ожидается снижение и на других рынках по завершении в декабре государственных программ стимулирования во Франции, Великобритании, Италии и Испании. Во время действия госпрограмм в этих странах отмечался рост продаж по сравнению с аналогичными периодами 2008 года.