Срочные меры по защите населения
Предварительное решение об эвакуации г. Припять, который расположен менее чем в 3 км от ЧАЭС, было принято во второй половине дня 26 апреля 1986 г., когда мощность дозы в отдельных местах города достигла нескольких мЗв/час. К 21.00 26 апреля 1986 г. в районе г. Чернобыль (12 км от г. Припять) было сосредоточено 1350 многоместных автобусов, подтянуты к г. Припять 2 железнодорожных состава и 3 теплохода. В 22.00 Минздрав СССР принял решение о необходимости экстренной эвакуации города. Полусуточный простой городских автобусов в 12 - 15 км от мощного источника радиоактивных выбросов загрязнил транспорт и привел, после его возвращения в Киев, к загрязнению города. Организованная эвакуация населения г. Припять и железнодорожной станции Янов (соответственно 49360 и 254 человека), в том числе около 17 тыс. детей и 80 лежачих больных, была проведена с 14.00 до 17.00 27 апреля 1986 года.
На основании данных аэросъемки, мобильных радиометрических лабораторий, радиометрической разведки к началу мая была в целом оценена радиационная обстановка на расстоянии до 1000 км вокруг станции. В соответствии с этим 2 мая началась и 7 мая закончилась эвакуация из ближайшей зоны. Решение об эвакуации было принято для населенных пунктов в пределах изолиний 0,05 мЗв/час, где расчетные дозы облучения за первый год после аварии могли превысить 0,1 Зв, величину установленную Министерством здравоохранения СССР для эвакуации. В эту зону попали 76 населенных пунктов на Украине и 50 в Беларуси, эвакуация из которых проводилась в несколько этапов.
Всего к концу августа 1986 года из 188 населенных пунктов Беларуси, России и Украины было эвакуировано около 116 000 человек. Одновременно из 30-километровой зоны ЧАЭС было вывезено 60 тысяч голов крупного рогатого скота и других сельскохозяйственных животных.
В целом, несмотря на ряд проблем, связанных с отсутствием предварительно разработанных планов эвакуации большого количества людей экстренная эвакуация населения в тот период прошла в сжатые сроки и достаточно организованно.
Население городов Припять и Чернобыль было обеспечено жильем в городах Украины, преимущественно в Киеве и Чернигове, 1040 семей было эвакуировано за пределы Украины: в Молдавию, Прибалтику, Российскую Федерацию.
Йодная профилактика в г. Припять начала проводиться с утра 26 апреля 1986 г. В других населенных пунктах она была существенно задержана, но в целом йодная профилактика проведена для 5 млн. человек, в том числе 1,6 млн. детей.
Практически полное неиспользование такой эффективной защитной меры как укрытие, задержка широкого использования йодной профилактики вызваны в основном режимом секретности вокруг всех проблем Чернобыльской аварии. Это исключало широкое оповещение население об опасности облучения, связанного с выбросами радионуклидов и привело к дополнительному облучению населения.
Однако необходимо отметить что, тем не менее, основная задача краткосрочного периода оценки и реагирования на аварию была решена - среди населения были только единичные случаи детерминистских эффектов облучения. По критерию внешнего облучения, эвакуация была сделана своевременно, а по критерию облучения щитовидной железы - с опозданием. Этот факт послужил основанием к коррекции национальных планов аварийного реагирования.
Практическое отсутствие детерминистских эффектов облучения, прежде всего, связано с тем, что первый выброс был направлен в малонаселенную область, а не на г. Припять с 50000 населением. Кроме того, высота выброса достигала 3000 м, что привело к загрязнению большей территории, но с меньшей плотностью загря знения.
Долгосрочные меры по защите населения
На этом этапе основная задача минимизировать дозы облучения населения и персонала за период 50-70 лет.
Контрмеры по уменьшению внешнего облучения. В ранний послеаварийный период, когда еще было много короткоживущих гамма-излучателей, в наиболее загрязненных территориях проводился большой объем работ по уменьшению доз внешнего облучения. Это переселение, снятие верхнего слоя почв наиболее загрязненных территорий в местах наиболее частого пребывания людей, дезактивация зданий, замена загрязненных крыш и конструкций, асфальтирование дорог и т.д.
В ранний послеаварийный период, когда еще было много короткоживущих гамма-излучателей, в наиболее загрязненных территориях проводился большой объем работ по уменьшению доз внешнего облучения. Это переселение, снятие верхнего слоя почв наиболее загрязненных территорий в местах наиболее частого пребывания людей, дезактивация зданий, замена загрязненных крыш и конструкций, асфальтирование дорог и т.д.
Наиболее эффективной по критерию уменьшения дозы облучения была дезактивация школьных территорий (снятие верхнего слоя почв, твердого покрытия игровых площадок, дезактивация зданий с использованием поверхностно-активных веществ и т.д.), которая привела (по данным прямых измерений) к уменьшению мощности дозы внешнего облучения для детей, проводящих много времени в этих местах, в среднем, на 30%.
Аналогичный комплекс работ, проводимый в сельских населенных пунктах с целью уменьшения доз внешнего облучения, не дал достоверных значений уменьшения дозы облучения по результатам прямых измерений. Теоретические расчеты подтвердили, что суммарная эффективность работ по критерию уменьшения дозы внешнего облучения ниже 10% (на период 1989 года). В последующее периоды времени, когда основным источником внешнего облучения стал 137Сs, дезактивация территорий по критерию уменьшения дозы внешнего облучения еще менее эффективна.
В условиях города наиболее широко применяемыми мероприятиями по уменьшению доз внешнего облучения в 1986 году было: ежедневное мытье дорог, тротуаров и дворовых площадок с твердым покрытием (по г. Киев это составляло площадь около 25 км2);
Многие реализованные контрмеры (например, вывоз листьев, ликвидация пятен с высоким уровнем загрязнения и т.д.) могут быть отнесены к высокоэффективным по критерию уменьшения чувства беспокойства у населения. Опыт Чернобыля показал, что степень целесообразности тех или иных действий не всегда должна базироваться только на величине предотвращенной дозы.
Контрмеры по уменьшению доз внутреннего облучения. Более 50% дозы внутреннего облучения на загрязненных территориях Украины определяется содержанием радиоцезия в молоке. Поэтому замена местного молока и остальных продуктов питания на “чистые” обеспечила существенное уменьшение доз внутреннего облучения.
Более 50% дозы внутреннего облучения на загрязненных территориях Украины определяется содержанием радиоцезия в молоке. Поэтому замена местного молока и остальных продуктов питания на “чистые” обеспечила существенное уменьшение доз внутреннего облучения.
Оценка дозовой эффективности ограничения потребления продуктов питания местного производства была проведена на примере Дубровицкого района Ривненской области (54 населенных пункта, оценки проводились для взрослого населения общей численностью около 50 тыс. человек).
Для расчета доз использовалась информация о плотности загрязнения территорий 137Cs, модель внутреннего облучения с учетом содержания радиоцезия в продуктах местного производства (ситуация без контрмер) и модель по реальным результатам измерений содержания радиоцезия в теле жителей этого региона.
Значения коллективных доз за 1991 год показали, что "ожидаемая" (без контрмер) коллективная доза внутреннего облучения должна была быть 2.5 чел.-Зв, а "реальная" коллективная доза составила 0.21 чел.-Зв. Поэтому ограничение потребления продуктов питания местного производства и другие контрмеры приводят к уменьшению до 11 раз дозы внутреннего облучения.
Переселение. Первый этап переселения начался летом 1986 года, когда была уточнена радиационная обстановка в районе Чернобыля. Тогда было дополнительно эвакуировано около 3 тыс. человек из 15 населенных пунктов. Основной этап переселения начался после проведения комплексного мониторинга загрязненных территорий и оценки ожидаемых эффективных доз облучения за счет потребления местных продуктов питания, в основном мяса и молока. Правительством были приняты ряд нормативных документов по защите населения в связи с аварией и переселением в “чистые” районы с полной денежной компенсацией оставляемых построек и с предоставлением жилья за счет государства.
Планирование отселения производилось по критерию эффективной дозы за год (Dэфф * 5 мЗв). Эта доза была определена по упрощенной методике, что привело к большому значению коэффициента консервативности при определении значений годовых эффективных доз облучения жителей конкретных населенных пунктов.
Оценка дозовой эффективности отселения проведена в Украине на примере для двух областей: Ривненская (44 населенных пункта, которые по планам подлежат отселению) и Житомирская (37 населенных пунктов). Расчет доз для этих населенных пунктов был произведен по результатам прямых измерений.
Реальная коллективная доза для этих населенных пунктов за период от 1986 по 1991 год (без учета дозы облучения щитовидной железы) составила 1970 чел.-Зв. Предотвращаемая (avertable) доза за счет отселения в 1991 году для этих населенных пунктов составит 630 чел.-Зв. Отношение коллективной дозы за 70 лет к коллективной дозе за период 1986 - 1991 гг. (2600/1970 чел.-Зв) дает значение дозовой эффективности отселения, которая составляет 1,3.
В некоторых случаях после переселения на “чистые” территории суммарная доза не уменьшается, а увеличивается в несколько раз в сравнении с величиной предотвращенной аварийной дозы за счет дополнительного облучения источниками природной радиоактивности. Выбор мест переселения не всегда был оптимальным.
Полный текст публикации: http://www.tesec-int.org/